Закон об изъятии земель ООПТ

Уважаемые, коллеги! Вынужден снова обратиться к Вам в связи с очередными планами законодательного закрепления разрушения заповедной системы.
Летом 2013 года в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения границ особо охраняемых природных территорий» (законопроект № 294030-6). Законопроект планируется принять уже в осеннюю сессию 2013 года http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=294030-6 .
Этим законопроектом предполагается внести в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» положение, согласно которому допускается изменение границ любых особо охраняемых природных территорий (включая государственные природные заповедники), «в случае исключения из их состава земельных участков, использование которых в соответствии с установленным разрешенным использованием невозможно ввиду утраты ими особого экологического, научного и иного особо ценного значения».
Как нетрудно понять, фактически, эта формулировка означает, что если какой-нибудь недобросовестный чиновник или бизнесмен пожелает построить себе коттедж или турбазу в заповеднике, он попросту организует на приглянувшейся территории небольшой пожар, а потом докажет, что эта территория утратила всякую ценность и ее можно застроить. Или просто построит себе домик, а после исключения из состава заповедник получит его в собственность по «дачной амнистии».
В законопроекте предусмотрено, что такие изменения допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Однако, это никак не защитит ООПТ от посягательств.
Во-первых, институт государственной экологической экспертизы в настоящее время практически разрушен и не способен противостоять серьезным природоразрушающим проектам.
А во-вторых, формулировка закона во многих случаях (когда формально территория по каким-либо причинам нарушена), просто не позволит членам экспертной комиссии не допустить изъятия заповедных территорий.
Таким вот нехитрым образом, постепенно, мы можем потерять то, чем мы по праву гордимся и что нужно сберечь для будущих поколений.
Естественно, в первую очередь, попытки изъятия территорий будут происходить там, где в них есть заинтересованность тех или иных коммерческих структур или лоббирующих их чиновников.
Велика вероятность, что в соответствии с этим законом будут признаны «утратившими значение» такие знаковые территории, как Яйлинская терраса в Алтайском заповеднике.
И уже есть конкретные примеры.
Так, еще в 2010 году Минприроды своим приказом утвердило новое положение на о национальном парке «Югыд ва» (объект всемирного наследия «Девственные леса Коми»), которым исключило из состава парка месторождение «Чудное», а подведомственное Минприроды Роснедра выдало компании «Голд минералс» (владельцы которого зарегистрированы на острове Кипр) лицензию на разведку и добычу золота. А в 2011 году на территории мирового наследия начались незаконные геологоразведочные работы, в результате которых природным комплексам нанесен непоправимый вред (http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/forests/blog/43852/). Только в августе 2013 Верховный Суд РФ по заявлению Гринпис России отменил это положение (http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2013/22-august-komizoloto/). Однако, Минприроды не собирается сдаваться. В его планах исключить из парка уже не 8, а 48 тыс.га..
Сейчас закон этого не позволяет, но, если в него внесут изменения, это станет возможно.
Именно поэтому, чиновники так упорно пытаются протащить изменения, разрешающие менять границы заповедников и других особо охраняемых территорий.
Формально, закон внесен в Думу Воронежской областной Думой, но я почти уверен, что за ним стоят те руководители Минприроды, которые давно пытаются добиться возможности менять границы заповедников в угоду чьим-то коммерческим или своим личным интересам.
Никто не отрицает, что законодательство должно развиваться и в системе ООПТ существуют актуальные проблемы, которые требуют законодательных решений (как например, в Воронежском заповеднике, который приведен в пример в пояснительной записке к законопроекту). Но таких случаев всего несколько, и законодательные изменения должны касаться только их, а не всех ООПТ России.
Гринпис России и WWF России еще в 2012 году направили в Государственную Думу предложения по новой редакции ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», который в том числе был призван решать подобные проблемы. Однако, эти предложения даже не рассматривались.
Нельзя не отметить, что столь важный законопроект не обсуждался с общественностью, представителями науки и специалистами заповедного дела.
Тем не менее, его принятие предполагается уже в октябре 2013 года.
Уважаемые коллеги, многие из Вас, наверное, помнят, что в 2009 году нам с Вами совместными усилиями удалось не допустить принятия сразу во втором чтении аналогичного по сути законопроекта № 97705-5.
Теперь лоббисты изменения границ заповедных территорий пытаются это сделать «по-тихому» (видимо надеясь, что мы с Вами не узнаем об этих планах). Это уже не удалось. Гринпис России начал кампанию обращений граждан к Председателю Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Владимиру Кашину, от которого зависит, будет ли закон вынесен на рассмотрение. депутатов, с требованием не допустить принятия этого закона http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2013/11-september-ooptsborpodpisi/ . Если Вы и Ваши сотрудники также считаете недопустимым его принятие в таком виде, прошу Вас поддержать нашу кампанию, распространить информацию по Вашим каналам. Можно также отправить обращение в Комитет по природным ресурсам по факсу 8(495) 692-49-63 или через электронную форму обращений на сайте Думы (http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/).
Очень надеюсь, что вместе мы сможем отбить очередную попытку разрушения заповедной системы.
Заранее спасибо,
Михаил Крейдлин

Данная информация получена от Михаила Крейндлина [mihail.kreindlin@greenpeace.org] Гринпис России.