Сохранение целинных степных участков в сочетании с лесами различных типов (дубравы, боры, "осиновые кусты"), как комплексов природных условий северных степей для изучения степных биогеоценозов, процесса образования чернозема, взаимоотношений между лесом и степью, влияния леса в борьбе с засухой, для научного обоснования более рентабельного использования природных условий степей северной и средней степной полосы Европейской части СССР для сельского и лесного хозяйства.
На заповедник возлагаются следующие задачи:
Нормативная правовая основа функционирования ООПТ:
Название документа |
Дата![]() |
Номер | ||
---|---|---|---|---|
![]() |
! |
Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 10.02.1935 №б/н Об утверждении сети полных заповедников общегосударственного значения |
10.02.1935 | б/н |
![]() |
Протол президиума Курского областного Исполнительного Комитета Советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 05.06.1935 №18 Об организации Центрально-Черноземного заповедника |
05.06.1935 | 18 | |
![]() |
! |
Постановление Совета Министров СССР от 29.08.1951 №3192 О заповедниках |
29.08.1951 | 3192 |
![]() |
! |
Постановление Совета Министров РСФСР от 10.09.1951 №1085 О ликвидации главного управления по заповедникам при Совете Министров РСФСР и об упразднении отдельных заповедников |
10.09.1951 | 1085 |
![]() |
! |
Распоряжение Совета Министров РСФСР от 30.01.1969 №187-р Об отводе земельных участков Центрально-Черноземному заповеднику |
30.01.1969 | 187-р |
![]() |
Решение исполнительного комитета Курского областного Совета депутатов трудящихся от 02.07.1971 №580 О мерах по усилению охраны Центрально-Черноземного государственного заповедника им. проф. В. В. Алехина |
02.07.1971 | 580 | |
![]() |
! |
Решение исполнительного комитета Белгородского областного Совета депутатов трудящихся от 30.08.1977 №446 Об установлении охранной зоны вокруг Ямского участка Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина |
30.08.1977 | 446 |
! | Решение международного координационного совета программы Человек и биосфера от 19.02.1979 №576 | 19.02.1979 | 576 | |
![]() |
! |
Государственный акт исполнительного комитета Медвенского районного Совета народных депутатов от 14.03.1986 №А-I № 282042 на право пользования землей |
14.03.1986 | А-I № 282042 |
![]() |
! |
Государственный акт исполнительного комитета Курского областного Совета депутатов трудящихся от 13.05.1986 №А-I № 282039 на право пользования землей |
13.05.1986 | А-I № 282039 |
![]() |
! |
Государственный акт исполнительного комитета Горшеченского районнного Совета народных депутатов от 05.08.1986 №A-I № 282041 на право пользования землей |
05.08.1986 | A-I № 282041 |
![]() |
! |
Государственный акт исполнительного комитета Мантуровского районного Совета народных депутатов от 04.03.1987 №А-I № 282072 на право пользования землей |
04.03.1987 | А-I № 282072 |
![]() |
! |
Приказ Государственного комитета СССР по охране природы от 05.07.1988 №9 О передаче в состав Госкомприроды СССР государственных заповедников и научно-исследовательских организаций |
05.07.1988 | 9 |
![]() |
! | Приказ главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 30.08.1988 №203 | 30.08.1988 | 203 |
![]() |
! |
Решение Исполнительного комитета Курского областного Совета депутатов трудящихся от 17.11.1988 №294 О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. Проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" |
17.11.1988 | 294 |
![]() |
! |
Постановление главы администрации Губкинского района от 12.04.1993 №135 Об установлении охранной зоны вокруг участка "Лысые Горы" |
12.04.1993 | 135 |
![]() |
! |
Распоряжение Совета Министров РСФСР от 09.09.1993 №1619-р О включении в состав Центрально-Черноземного биосферного государственного природного заповедника земельных участков |
09.09.1993 | 1619-р |
![]() |
! |
Распоряжение правительства Российской Федерации от 17.05.1995 №660-р О расширении территории Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина |
17.05.1995 | 660-р |
![]() |
! |
Постановление губернатора Курской области от 18.09.1997 №965 О предоставлении земель Центрально-Черноземному Государственному биосферному заповеднику имени профессора В. В . Алехина для организации новых заповедных участков |
18.09.1997 | 965 |
![]() |
! |
Постановление правительства Российской Федерации от 07.03.1998 №298 О расширении территории Центрально–Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина |
07.03.1998 | 298 |
![]() |
Диплом Совета Европы от 18.09.1998 | 18.09.1998 | ||
![]() |
! |
Постановление правительства Российской Федерации от 29.03.1999 №502-р О государственном природном заповеднике "Лес на Ворскле" |
29.03.1999 | 502-р |
![]() |
! |
Приказ государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 15.04.1999 №171 Вопросы государственных природных заповедников "Лес на Ворскле" и Центрально-Черноземного биосферного имени профессора В.В.Алехина |
15.04.1999 | 171 |
![]() |
! |
Свидетельство главы администрации Обоянского района Курской области от 30.06.1999 №104 на право бессрочного (постоянного) пользования землей |
30.06.1999 | 104 |
![]() |
! |
Свидетельство главы администрации Обоянского района Курской области от 30.06.1999 №105 на право бессрочного (постоянного) пользования землей |
30.06.1999 | 105 |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.04.2003 №342 Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года |
22.04.2003 | 342 | |
![]() |
! |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2003 №530 Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В.Алехина" |
10.06.2003 | 530 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.06.2004 №46-АБ № 232648 | 22.06.2004 | 46-АБ № 232648 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.06.2004 №46-АБ № 232647 | 22.06.2004 | 46-АБ № 232647 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.06.2004 №46-АБ № 232639 | 22.06.2004 | 46-АБ № 232639 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.06.2004 №46-АБ № 232638 | 22.06.2004 | 46-АБ № 232638 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.06.2004 №46-АБ № 232646 | 22.06.2004 | 46-АБ № 232646 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 24.06.2004 №46-АБ № 232675 | 24.06.2004 | 46-АБ № 232675 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 24.06.2004 №46-АБ № 232674 | 24.06.2004 | 46-АБ № 232674 |
![]() |
! | Свидетельство о государственной регистрации права Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 25.06.2004 №46-АБ № 232689 | 25.06.2004 | 46-АБ № 232689 |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.08.2004 №623 О временном организационном подчинении федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий |
31.08.2004 | 623 | |
![]() |
Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №1746-р Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении МПР России и Росприроднадзора |
31.12.2004 | 1746-р | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.03.2005 №66 О внесении изменений в положения о государственных природных заповедниках и национальных парках, находящихся в ведении федеральной службы по надзору в сфере природопользования |
17.03.2005 | 66 | |
![]() |
Приказ федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2008 №59 Об определении количества лесничеств на территориях государственных природных заповедников и национальных парков и установлении их границ |
29.02.2008 | 59 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.12.2008 №339 Об утверждении перечня подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации распорядителей и получателей средств федерального бюджета |
22.12.2008 | 339 | |
![]() |
Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2055-р Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России |
31.12.2008 | 2055-р | |
![]() |
Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2056-р Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минприроды России и Росприроднадзора |
31.12.2008 | 2056-р | |
![]() |
Приказ министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29.01.2009 №15 О внесении дополнений в приказ Минприроды России от 22.12.2008 №339 "Об утверждении перечня подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации распорядителей и получателей средств федерального бюджета" |
29.01.2009 | 15 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2009 №39 Об утверждении перечня подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета |
25.02.2009 | 39 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2009 №48 О внесении изменений в положения о государственных природных заповедниках и национальных парках, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
27.02.2009 | 48 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2009 №71 О внесении изменений в положения о государственных природных заповедниках, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
26.03.2009 | 71 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.07.2009 №210 О внесении изменений в приказ Минприроды России от 25.02.2009 №39 "Об утверждении перечня подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета" |
15.07.2009 | 210 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.07.2009 №216 О наделении полномочиями администратора доходов местных бюджетов федеральных государственных учреждений – государственных заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Минприроды России |
20.07.2009 | 216 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.05.2010 №174 Об утверждении перечня подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета |
20.05.2010 | 174 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.07.2010 №255 Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета Минприроды России |
09.07.2010 | 255 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.11.2010 №479 Об утверждении Перечня подведомственных бюджетных учреждений Минприроды России |
01.11.2010 | 479 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.04.2011 №238 Об утверждении Перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета Минприроды России |
26.04.2011 | 238 | |
![]() |
! |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.05.2011 №435 Об утверждении Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В.Алехина" |
25.05.2011 | 435 |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.06.2011 №533 О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений - государственных заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Минприроды России |
07.06.2011 | 533 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.07.2011 №637 Об утверждении перечня подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета |
15.07.2011 | 637 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.07.2011 №638 О наделении полномочиями администратора доходов местных бюджетов федеральных государственных бюджетных учреждений - государственных заповедников, национальных парков и государственного природного заказника, находящихся в ведении Минприроды России |
15.07.2011 | 638 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.07.2011 №644 Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета Минприроды России |
21.07.2011 | 644 | |
![]() |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.12.2011 №954 Об организации работы по формированию и финансовому обеспечению выполнения государственного задания для федеральных государственных учреждений, подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
19.12.2011 | 954 | |
![]() |
! |
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.04.2012 №103 О внесении изменений в уставы федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
11.04.2012 | 103 |
![]() |
Постановление администрации Курской области от 20.07.2012 №607-ПА Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года |
20.07.2012 | 607-ПА | |
![]() |
! |
Решение от 30.11.2012 №T-PVS/PA (2012) 18 CONVENTION ON THE CONSERVATION OF EUROPEAN WILDLIFE AND NATURAL HABITATS. LIST OF OFFICIALLY NOMINATED CANDIDATE EMERALD SITES |
30.11.2012 | T-PVS/PA (2012) 18 |
![]() |
Постановление администрации Курской области от 17.06.2015 №366-па О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 № 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года" |
17.06.2015 | 366-па | |
![]() |
Постановление администрации Курской области от 07.04.2016 №195-па О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 № 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года" |
07.04.2016 | 195-па | |
![]() |
Постановление администрации Курской области от 18.08.2016 №602-па О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 N 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года |
18.08.2016 | 602-па | |
![]() |
! |
Постановление администрации Курской области от 05.06.2017 №448-па О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 N 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года" |
05.06.2017 | 448-па |
![]() |
! |
Постановление администрации Курской области от 18.10.2017 №797-па О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 N 607-па "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Курской области на период до 2020 года |
18.10.2017 | 797-па |
![]() |
! |
Постановление администрации Курской области от 29.01.2019 №37-па О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.07.2012 N 607-ПА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" |
29.01.2019 | 37-па |
В юго-западной части Среднерусской возвышенности в пределах средней полосы лесостепной зоны.
Режимное сенокошение на территории Заповедника осуществляется в порядке, определяемом администрацией заповедника в соответствии с рекомендациями Ученого совета заповедника.
На территории Заповедника отстрел (отлов) диких животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям, выдаваемым структурным подразделением МПР России, осуществляющим непосредственное управление и контроль за деятельностью государственных природных заповедников.
Пребывание на территории Заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами МПР России, допускается только при наличии у них разрешений МПР России или администрации заповедника.
А) Нарушенность территории.
Стрелецкая и Казацкая степи находились с начала XVII в. и по начало XX в. в об-щинном владении у стрельцов и казаков г. Курска, использовались для сенокошения и выпаса скота, никогда не распахивались.
При организации ЦЧЗ в 1935 г. для поддержания луговых степей были учреждены два основных режима: ежегодно косимый – традиционный, практиковавшийся до создания за-поведника на протяжении нескольких веков, и новый так называемый «абсолютно заповед-ный» – экспериментальный для изучения процессов, происходящих в экосистемах при от-сутствии всякого прямого вмешательства со стороны человека. На небольшой площади в 40 га существовал пастбищный режим, где выпасался домашний скот сотрудников заповедника.
В настоящее время травяные сообщества заповедника поддерживаются благодаря мероприятиям, проводимым человеком, которые в той или иной степени имитируют деятельность крупных фитофагов: сенокос с разными сроками кошения и разной ротацией (применяются режимы: 1) ежегодного кошения, 2) сенокосооборотный с пятилетней ротацией, когда участок выкашивается подряд четыре года, а на пятый год «отдыхает» для пополнения банка семян в почве, 3) сенокосооборотный с десятилетней ротацией и выпасом по отаве – девять лет кошения и выпаса, отдых на десятый год) и 4) выпас домашнего скота с умеренной нагрузкой - не более 1 головы КРС/га. Выделены также специальные экспериментальные площади – 5) абсолютно заповедные участки, где нет ни кошения, ни выпаса. Косимый режим преобладает по площади в плакорных Стрелецкой и Казацкой степях (табл. 1), где он является традиционной исторически сложившейся с 17 века формой природопользования.
Леса заповедника расположены в юго-западной части Среднерусской возвышенности в пределах центральной полосы лесостепной зоны и входят в состав округа Курской лесостепи и прилегающих районов провинции южной части Русской равнины Евразиатской степной области (Курнаев, 1973). Вследствие усиленной колонизации человеком лесостепного ландшафта, они имеют дискретный ареал: отдельные лесные урочища или более крупные массивы, и, как правило, окружены сельскохозяйственными угодьями.
Во второй половине XIX в. земли в окрестностях будущего заповедника принадлежали помещику Карамзину, а в последующем их владельцем стал граф П.В. Клейнмихель. Территория Стрелецкого участка находилась непосредственно в ведении общества слободы Стрелецкой. На плане 1867 г. (Чертеж плана…, 1867.) дачи отхожих сенных покосов Петриной Дубровы нанесены контуры только двух лесных массивов – Дуброшины и Петрина леса. Другие источники (По заявлению…, 1889) свидетельствуют о наличии и не значащегося на карте урочища Дедов-Веселый, которое к 1889 г. числилось вырубленным.
В послереволюционные годы в урочищах, перешедших в ведение Стрелецкого райлесхоза, проводились сплошнолесосечные рубки, нередко сопровождавшиеся корчевкой пней. В лесах (Дедов-Веселый, Соловьятник) часто возделывались с/х культуры. В 1923 г. в ур. Соловьятник из 65.5 га лесной площади 32.8 га было занято вырубкой, 21.8 га – пашней и 11.0 га – расстроенными древостоями (Ф. Р-313, оп. 1, ед. 2639). В урочище Дуброшина и по Толстому логу (ранее Круглый яр) систематически проводился выпас скота, причем пасли коров и лошадей не только жители окрестных деревень, но и крестьяне, проезжавшие по тракту Обоянь-Курск (Жучков, 1939).
Частые сплошные рубки, распашки и другие пользования способствовали значительному изменению лесной среды. Возраст насаждений, присоединенных к заповеднику в 1937 г., не превышал 40 лет (ур. Дедов-Веселый), а при ведении хозяйства на хворост – 8-10 лет (ур. Селиховы Кусты) (Из журнала…, 1922). Средние диаметр и высота насаждений Стрелецкого участка того периода составляли соответственно 13-18 см и 12-16 м. Имеются сведения об отсутствии в лесах тех времен подроста и подлеска, что объясняется не только усиленной пастьбой скота, сенокошением, но и коротким оборотом рубок (от 7 до 20, реже 40 лет).
Сплошнолесосечные рубки, особенно 1928-1930 и 1942-1943 гг. привели к значительному снижению полноты древостоев (до 0.4-0.5), появлению «парковых» участков леса с наличием полян, часть из которых была распахана. На Казацком участке последние масштабные рубки пришлись на период 1910-1921 гг. (Феоктистова, 1938).
Таким образом, в состав ЦЧЗ вошли леса, неоднократно и глубоко трансформированные человеком в прошлом.
Первые лесные урочища присоединили к заповеднику в 1937 г.: на Казацком участке – Казацкий лес, на Стрелецком – отдельные урочища, расположенные по его периметру: Дуброшина, Соловьятник, Дедов-Веселый, Петрин лес, Бабка и Селиховы кусты. И, если для степных участков заповедника стратегия охраны была разработана сразу, то для лесных урочищ долгие годы четкой определенности охраны не было.
До передачи заповеднику дубравы состояли в ведении Курского лесхоза; в них проводились бесплановые рубки, сенокошение и нерегулируемый выпас скота, что отразилось на их состоянии и структуре. Центрально-Черноземному заповеднику досталось скудное лесное наследство – почти чисто порослевые, в основном разреженные дубравы (Краснитский, 1967). Первая рубка, более или менее определенно установленная по пням, относится к 1870-1890 гг., а вторая происходила в 1917-1921 гг. (Суслова, 1996). Возраст большинства дубовых древостоев, к моменту присоединения к заповеднику, не превышал 30-40 лет. Лучше всего сохранился лес в логах, где выпас скота, сенокос и вырубка были менее удобны (Зозулин, 1955). Частые сплошные рубки, распашки и другие пользования способствовали значительному изменению лесной среды, формированию низкополнотных разреженных насаждений с обедненным видовым составом и упрощенной структурой – этим объясняется их порослевое, реже смешанное происхождение и относительная одновозрастность (Феоктистова, 1938; Жучков, 1939).
Последние опустошительные вырубки леса проводились во время Великой Отечественной войны. С октября 1941 г. по 8 февраля 1943 г. территория заповедника, занятая оккупантами, являлась фронтом и трассой прохождения армий. За это время было вырублено: в Петрином лесу – 220.0 га, в Дуброшине – 132.0 га, в Дедовом-Веселом – 67.0 га. Помимо этого, леса заповедника пострадали от бомбежек и обстрелов. Урочище Селиховы кусты подверглось артобстрелу, деревья здесь были срезаны на высоте 1-3 м. В ур. Дедов-Веселый для просмотра леса была прорублена просека шириной 5 м. Вырубка военного времени свела на нет усилия по сохранению лесных сообществ в довоенный период. Леса заповедника до сегодняшнего дня хранят следы войны – противотанковый ров, капониры, окопы, воронки, осколки снарядов и гранат... (Летопись природы, 1949).
В первые годы заповедания, в связи с отсутствием определенного режима охраны, в лесах заповедника полностью запрещались только рубки главного пользования и выпас скота, тогда как другие виды рубок и сенокошение имели место. Официальные органы в большей степени ориентировали заповедники на решение преимущественно прикладных задач (Соколов и др., 1997). «Положение о государственных заповедниках на территории РСФСР» 1940 г. отличалось четкой утилитарной направленностью, хотя в нем еще постулировалась необходимость сохранения природных комплексов в их естественном состоянии. В последующие 20 лет хозяйственная ориентация деятельности заповедников только усиливалась.
Этим можно объяснить, что до 1959 г. 12.0% лесной площади Стрелецкого участка находились в режиме кошения. И это только территории, которые входили в категорию сенокосов официально. Помимо этого, в лесах заповедника в той или иной степени выкашивались практически все прогалины и поляны.
Часть прогалин в заповеднике были отведены под питомники для кустарников, причем иногда здесь выращивались интродуценты. В ур. Дедов-Веселый в шестидесятых годах прошлого века под пологом дуба производилась посадка черной смородины.
В качестве опыта в 1954-1958 гг. в урочищах Дедов-Веселый и Дуброшина заложены несколько участков географических культур дуба (кв. 22 выд. 40 (3.9 га) и кв. 26 выд. 7 (1.45 га), желуди для посева завозились с Кавказа, Украины и других территорий бывшего СССР.
В послевоенное время в заповеднике активизировалась лесокультурная деятельность. К 1953 г. из 1511.0 га лесной площади заповедника 217.0 га приходились на лесные культуры (207.0 га – культуры дуба черешчатого в возрасте 13 лет; 10.0 га – ясеня пенсильванского 15 лет, клена американского 16 лет и ильма 22 лет). 77.3% лесной площади занимали дубовые древостои порослевого происхождения со средним возрастом 27 лет.
Впервые о введении заповедного режима в лесных урочищах ЦЧЗ было заявлено в 1954 г., когда 4 июня в целях сохранения типичных природных комплексов на территории 147.0 га был установлен режим, исключающий вмешательство человека в жизнь леса в ур. Соловьятник – 10.0 га и ур. Казацкий лес – 137.0 га. А в 1959 г. часть лесных площадей изъяли из сенокошения – прекратили сенокос в лесных логах и на полянах.
В 1966 г. в лесах ЦЧЗ усилили режим заповедности – было запрещено проведение всяких мероприятий, связанных с нарушением лесорастительных условий и лесовозобновления, а создание лесных культур допускалось лишь на участках, пострадавших от пожаров и других стихийных бедствий.
В 1969 г. к территории заповедника присоединили еще два участка: Баркаловка с лесным урочищем Городное и Букреевы Бармы с лесочками Покоснево, Букреево и Борки. Покрытая лесом площадь увеличилась до 1602.0 га. Лишь к моменту проведения лесоустройства 1969 г. полностью прекратили сенокошение на лесных площадях: в местах стыка леса и степи, на полянах внутри леса и на прогалинах. Вследствие перевода сенокосных участков по границе с лесом в категорию прогалин произошло увеличение лесной площади. В режиме кошения остались только дороги и просеки. За десять лет (1958-1968 гг.) в заповеднике создано дополнительно 59.8 га лесных культур (58.3 га – дуб черешчатый, 1.2 га – клен остролистный, 0.3 га – ильм). Общая площадь культур составила 302.5 га.
При лесоустройстве 1979-1980 гг. площадь участков с заповедным режимом увеличилась за счет введения его на лесных постоянных пробных площадях и других научно-исследовательских стационарах, расположенных в лесу. На оставшейся лесной территории продолжили проводить выборочные санитарные рубки, очистку леса от захламленности с изъятием из насаждений сухих стволов и валежа.
В 1980 г. лесоустроители обращают внимание на то, что в связи с отсутствием опыта по заповедному делу, большие площади лесных полян и особенно переходных от леса к степи опушек, были закультивированы, что существенно нарушило естественный баланс площадей заповедника и принесло ему огромный вред. Интенсивная лесокультурная деятельность в послевоенное время, когда на большинстве полян создавались лесные культуры, многие из которых не прижились, привела к сильной засоренности распаханных площадей – они превратились в сплошные заросли крапивы. Еще один отрицательный момент присутствовал при создании культур – почва в течение 2-4 лет перепахивалась, при этом уничтожалась не только естественная растительность (выкорчевывались кусты дуба порослевого), но происходило изменение как физических, так и химических свойств почв. Восстановление естественного растительного покрова в этих условиях проходит крайне медленно и зачастую через серию вторичных фитоценозов. Искусственное лесовозобновление в ЦЧЗ сопровождалось созданием монодоминантных культур, в основном из дуба черешчатого, которые сильно повреждались кабанами, и отмечалась высокая степень потравы их косулями и лосями. Кроме того, часто в культуру вводили интродуценты – акации желтую и белую, алычу, жимолость татарскую, клен ясенелистный, ясень пенсильванский и др. Клен ясенелистный нашел в заповеднике оптимальные для своего развития условия и широко распространяется, захватывая все новые и новые площади, тем самым, оказывая влияние на ход естественного возобновления аборигенных пород. К 1980 г. клен ясенелистный отмечен на площади 210 га (это в 3.6 раза больше, чем в 1969 г.).
К 1980 г. не покрытая лесом площадь почти не уменьшилась, однако общее состояние редин и прогалин существенно изменилось: на многих появилось хотя и не удовлетворительное, но устойчивое естественное возобновление – куртинный или групповой подлесок из кустарников и подрост груши, дуба и яблони. Аналогичный процесс наблюдался на опушках. Под пологом леса естественное возобновление этих лет представлено в основном черемухой. Площадь лесных культур увеличилась на 11.4 га за счет перевода из категории несомкнувшихся. Лесоустройство рекомендует продолжать санитарные рубки и рубки ухода за лесом. Но в целях сохранения естественных условий для смены осины дубом на участках осинников исключаются какие-либо работы, связанные с восстановлением коренного типа дубовых лесов.
К 1991 г. насаждения заповедника, представленные в основном порослевыми древостоями пятой-шестой генерации, в значительной части достигли естественной спелости. За истекший ревизионный период естественным путем восстановилось дубом черешчатым и грушей 14.0 га редин и дубом черешчатым и кленом остролистным 25.0 га прогалин. Произошло увеличение площади лесных культур в результате естественного роста полноты древостоев дуба и клена остролистного до 0.5 (ранее эти культуры, имеющие полноту 0.3, числились как погибшие).
В 1998 г. созданы два новых участка заповедника: Зоринский с лесным урочищем Расстрелище и Пойма Псла с пойменным лесом.
Начиная с 1991 г. насаждения заповедника полностью исключены из хозяйственного оборота и рубке не подлежат. За организационно-хозяйственную единицу принимается одна категория защитности – заповедные леса. Согласно протокола первого лесоустроительного совещания от 20 сентября 2000 г. прочие рубки проводятся в виде выборочных санитарных рубок и очистки захламленности в 15 м полосе вдоль квартальных просек и дорог в качестве противопожарных мероприятий – учитывая режимность заповедника, основной целью данных рубок является уборка мертвой древесины с целью расчистки дорог от валежа и старого сухостоя, причем древесина не вывозится за пределы урочищ, а складируется вдоль дорог. В соответствии с Положением о заповеднике и протоколом первого лесоустроительного совещания рубки ухода не проектируются.
Таким образом, в лесах заповедника установлен единый режим – режим ограниченного хозяйственного воздействия.
Современные антропогенные воздействия. Участки Центрально-Черноземного за-поведника сохранились как островки в море антропогенного ландшафта. Поэтому главной целью деятельности заповедника является сохранение природных комплексов в условиях интенсивного антропогенного воздействия (браконьерство, пожары, влияние химических удобрений с полей, воздействие промышленных предприятий и др.).
Курская область является одним из развитых регионов Центрального Черноземья. Техногенные объекты области представлены предприятиями различных отраслей промыш-ленности, строительства, сельского хозяйства и коммунально-бытовой сферы. Большая кон-центрация крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий в Курской области даёт основание для выделения на территории региона трёх промышленных ареалов: Курского, Железногорского и Курчатовского. Следует также учитывать то обстоятельство, что западные районы Курской области были подвержены загрязнению радиоактивными веществами.
Основными источниками загрязнения атмосферы в Курском проблемном ареале яв-ляются авто транспорт, предприятия теплоэнергетики, машиностроения, стройиндустрии, нефтехимии, приборостроения, цветной и чёрной металлургии. В Железногорском проблем-ном ареале источниками загрязнения являются автотранспорт, железорудный карьер, дро-бильно обогатительный комплекс, отвалы вскрышных пород, сухие пляжи хвостохранилища, склады готовой продукции.
Урбанизация, градостроительство и связанные с ним системы жизнеобеспечения в Курской области также влияют на состояние окружающих территорий.
Благоприятные климатические условия и плодородные земли способствовали разви-тию в регионе агропромышленного комплекса. В результате происходит деградация почвы на окружающих полях, её загрязнение и изменение химического состава. Широкое использо-вание удобрений, ядов для борьбы с вредителями и сорняками приводит к накоплению в почве несвойственных ей веществ.
По территории области проходят транспортные магистрали, трубопроводы, коммуни-кационные и энергетические сети межрегионального и международного значения. Техно-генная нагрузка имеет преимущественно узловой характер, обусловленный концентрацией техногенных объектов в городах и райцентрах. Всё это вместе взятое создаёт весьма суще-ственную нагрузку на окружающую среду в регионе.
Основными видами экзогенных процессов в районах расположения участков запо-ведника являются: оврагообразование, плоскостной смыв, суффозионно просадочные и кар-стовые явления. В почвах водоразделов и их склонов с чернозёмными почвами (Стрелецкий и Казацкий участки), залегающими на лёссовидных суглинках, концентрация химических элементов (тяжёлых метал лов) находится в допустимых пределах. Содержание радионуклида Cs137 на большей части территории также в допустимых пределах (менее 1 ки/км²) и лишь небольшие участки на востоке области – в Горшеченском районе (участок Баркаловка) имеют плотность загрязнения до 2 ки/км². Подземные воды основного эксплуатируемого водонос-ного горизонта имеют допустимую степень загрязнения, источниками которого являются сельское хозяйство, промышленность, населённые пункты и транспорт.
Главным видом опосредованного антропогенного воздействия, которое может вызы-вать наиболее серьёзные последствия, является перенос загрязняющих веществ атмосферой, что вызывает повышение кислотности осадков – одного из важных показателей, влияющих на современное состояние и развитие природных комплексов. Основную массу дождей, вы-павших на Стрелецком участке за период наблюдения, можно причислить к категории сла-бокислых, наименьшую – к кислым. Основными источниками загрязняющих веществ, влияющих на природные комплексы Стрелецкого участка, являются промышленные пред-приятия города Курска, автомобильный транспорт, жилые застройки. Стрелецкий участок расположен в 10 км от г. Курска и входит в Курский проблемный ареал, который вносит наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Наиболее распространёнными яв-ляются взвешенные загрязняющие вещества (пыль, сажа, зола и т.п.), оксиды азота, углерода, серы, формальдегид, а также углеводороды. Общий выброс загрязняющих веществ г. Курска за год составляет более 30 тыс. т.
Значительное химическое воздействие на территорию Стрелецкого участка оказывает федеральная автомобильная дорога М2 «Крым», проходящая в его охранной зоне. Под пря-мым влиянием выхлопных газов машин и их компонентов оказывается не менее 10% участка.
Почвы являются природными накопителями тяжёлых металлов в окружающей при-родной среде и основным источником загрязнения сопредельных сред, а также растительно-сти. Чернозёмы обладают высокой степенью устойчивости к загряз нению. Однако и они не всегда способны противостоять воздействию загрязняющих веществ на свойства почв. Хи-мические и физико-химические показатели характеризуют ухудшение свойств почв: исто-щение запасов питательных элементов, подщелачивание, подкисление и загрязнение токси-кантами. В пробах почвы, отобранных вблизи северной границы Стрелецкого участка, со-держание кобальта достигало 30 мг/кг, что в 3 раза превышает фоновые значения. Кроме того, в этом районе наблюдается повышенное содержание в почвах цинка (более 35 мг/кг) и свинца (более 20 мг/кг).
К прямому антропогенному воздействию на природу Стрелецкого участка относится одна из важных его форм – акустическая. Главным источником акустического воздействия является шум моторов и двигателей наземного транспорта федеральной автомобильной до-роги М2 «Крым», проходящей в непосредственной близости от участка (500 м). Шумовое воздействие вызывает стресс у диких животных. В последнее время появилось световое за-грязнение от объездной дороги, сданной в эксплуатацию в декабре 2016 г.
Стрелецкий участок имеет на своей территории посёлок и окружён несколькими на-селёнными пункта ми, которые также являются источниками светового воздействия в тёмное время суток и загрязняющих веществ в виде бытовых отходов.
Районы расположения участков Пойма Псла и Зоринский с ландшафтом надпойменных (низких и высоких) террас находятся под влиянием сельскохозяйственного, лесотехнического, агропромышленного, селитебного, транспортного типов воз действий. В почвах и донных осадках концентрация химических элементов (тяжёлых металлов) находится в допустимых пределах. Содержание Cs137 на большей части территории находится в допустимых значениях (менее 1 ки/км²). Поверхностные воды в большинстве своём имеют умеренно опасное содержание химических эле ментов, таких как железо, медь, марганец, азот, нефтепродукты. Негативно сказывается на состоянии пойменных природных комплексов осушение водно-болотных угодий и изменение гидрологического режима рек.
В последнее время на территории заповедника участились пожары и приходят они в основном с сельхозугодий, окружающих его территорию. На пример, от загоревшегося скирда соломы на поле в охранной зоне Казацкого участка сгорело около 40 га степной залежи (Дальнее поле). Часто возникают пожары на участке Пойма Псла, где легко воспламеняется сухой тростник, а на Зоринском участке, через который проходит железная дорога и сжигается трава вдоль неё при уходе за ж/д полотном, огонь перекидывается на залежь заповедника.
Одна из основных экологических проблем – браконьерство. Ежегодно составляется до 20 протоколов о нарушении заповедного режима: незаконная охота, сбор грибов и лекарст-венных растений, выкапывание декоративных растений и др.
С каждым годом растёт число бродячих собак и кошек, которые наносят вред при-родному комплексу. Будущему ЦЧЗ угрожают и интенсивные технологии в земледелии, применяемые в последние годы на смежных территориях.
Б) Краткая характеристика рельефа.
Рельеф заповедника типично эрозионный. Его участки сильно изрезаны и дренируются глубокими балками с многочисленными разветвлениями. Особенно густо и глубоко расчле-нён рельеф Букреевых Барм и Баркаловки. Здесь отмечается холмистый рельеф местности. Куполообразные холмы были отмыты от берегов балок водами тающего ледника. Разница высотных отметок днищ балок и водоразделов достигает 100 м. Абсолютные отметки Стре-лецкого и Казацкого участков колеблются в пределах 200-263 м над уровнем моря. Склоны балок круты и покрыты дерниной, поэтому современная эрозия на заповедных участках сла-бая или её нет. Водораздельные пространства имеют выраженный блюдчато-бугорковый рельеф.
Самыми распространёнными формами микрорельефа являются блюдца овальной формы глубиной от 50 см до 1 м и диаметром 20-30 м. Пространство между блюдцами имеет бугорковую поверхность, которая продолжает образовываться и в настоящее время в ре-зультате жизнедеятельности грызунов: слепышей, полёвок. Высота бугорков достигает 15-20 см, а в поперечнике – 1-2 м. Поверхность между бугорками ровная или с западинками при-чудливой формы. Большинство западинок замкнуто, а некоторые, соединяясь между собой, образуют извилистые протоки, оканчивающиеся в блюдцах или спускающиеся к балкам. В местах с близким залеганием меловых отложений отмечаются карстовые явления в виде во-ронок, ям, провалов. На Баркаловке и Букреевых Бармах мел часто обнажён по склонам балок, образуя живописные «белогорья». На Зоринском участке наблюдаются суффозион-но-карстовые и просадочные понижения в рельефе (ложбины и котловины).
Г) Краткая характеристика почвенного покрова.
Почвенный покров заповедника комплексный. Выделяются следующие типы почв (Бойко, 2006; Дайнеко, 2006):
Тип I Чернозёмы
Подтипы:
• типичные
• выщелоченные
• оподзоленные
• сурчинные
Тип II Серые лесные почвы
Тип III Серые лесные глеевые
Тип IV Лугово-чернозёмные почвы
Тип V Чернозёмно-луговые почвы
Подтип: чернозёмно-луговые оподзоленные
Тип VI Луговые почвы
Подтип:
• луговые поверхностно-элювиально-глеевые
Почвы
Тип VII Влажно-луговые почвы степей
Тип VIII Болотные и пойменно-болотные
Почвы степной зоны
Подтипы:
• лугово-болотные иловатые
• лугово-болотные перегнойные
• болотные торфяные
• болотные торфяно-перегнойные
• болотные перегнойные
• болотные перегнойные глеевые
• пойменные лугово-болотные перегнойные
• переходные болотные почвы под сфагновыми мхами