Целями Заказника являются:
Задачами Заказника являются:
Типичный таежный массив переходного типа между северо- и южнотаежными лесами на границе с лесостепью; система озер и болот; место остановки на пролете водоплавающих и околоводных видов птиц; охотничье-промысловая фауна (бобр, лось, бурый медведь, соболь, росомаха, ондатра, белка, глухарь)
Нормативная правовая основа функционирования ООПТ:
Название документа |
Дата![]() |
Номер | ||
---|---|---|---|---|
Решение исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 03.07.1963 №269 О недостатках в организации охотничьего промысла |
03.07.1963 | 269 | ||
! |
Решение исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 04.02.1975 №69 Об организации в Ольхонском районе видового государственного охотничьего заказника "Куртунский" (областного значения) и продлении срока действия заказников "Эдучанский" и "Зулумайский" |
04.02.1975 | 69 | |
! |
Решение исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 16.02.1981 №92 О продлении срока действия специализированного заказника в верхней части Иркутского водохранилища, заказника "Красный Яр" и создании комплексного Эдучанского заказника |
16.02.1981 | 92 | |
! |
Решение исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 17.06.1982 №305 Об утверждении Положений о государственных охотничьих заказниках областного значения |
17.06.1982 | 305 | |
![]() |
! |
Постановление администрации Иркутской области от 19.08.1998 №91-пг О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения |
19.08.1998 | 91-пг |
![]() |
Постановление губернатора Иркутской области от 09.10.2007 №459-п О сроке действия государственных природных заказников областного значения |
09.10.2007 | 459-п | |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 07.11.2012 №629-пп О государственных природных заказниках Иркутской области |
07.11.2012 | 629-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 28.08.2013 №318-пп О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 года N 629-пп |
28.08.2013 | 318-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 29.08.2016 №522-пп Об утверждении положений о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области |
29.08.2016 | 522-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 18.10.2017 №668-пп Об установлении зон с особыми условиями использования территорий государственных природных заказников регионального значения Иркутской области |
18.10.2017 | 668-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 19.11.2018 №N 841-пп О внесении изменений в отдельные постановления правительства Иркутской области |
19.11.2018 | N 841-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 08.06.2020 №427-пп О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 АВГУСТА 2016 ГОДА N 522-ПП |
08.06.2020 | 427-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 15.04.2022 №299-пп О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ |
15.04.2022 | 299-пп |
![]() |
! |
Постановление правительства Иркутской области от 04.04.2023 №290-пп О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 АВГУСТА 2016 ГОДА N 522-ПП |
04.04.2023 | 290-пп |
Заказник расположен в юго-западной части Усть-Илимского района Иркутской области.
Левобережная часть Усть-Илимского вдхр. Занимает все речные долины и болота в бассейне р. Эдучанка
Описание границ приведено в Постановлении правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области"
На территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе:
Данное ограничение не распространяется на механические транспортные средства государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
На территории Заказника действуют следующие ограничения на отдельные виды деятельности:
Данное ограничение не распространяется на суда (плавательные средства) государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
16. В границах Заказника допускаются следующие основные виды разрешенного использования земельных участков:
Деятельность по особой охране и изучению природы;
Охрана природных территорий
Геологическое строение территорий весьма неоднородно и обусловлено строением и развитием тектоники юго-западной части древней Сибирской платформы - Иркутского амфитеатра.
По геоморфологическому районированию Иркутской области бассейн реки Эдучанка расположен в пределах юго-восточной области Среднесибирского плоскогорья, на юге и востоке ограничен Ангарским кряжем, на западе - Ковинским кряжем. Долина реки расположена в межхребтовой низине, характеризуется слабым уклоном и медленным течением. С севера территория заказника продолжается низинными равнинами. Долина реки находится в своеобразном "кольце" низкогорных форм, разорванном с севера.
Речная сеть Заказника относится к бассейну Ангары и включает в себя реки Эдучанка, Тира, Тиринка, Озерок и множество небольших ручьев и ключей.
Климат на территории Заказника определяется его расположением в поясе умеренных широт (56° - 58°N), удаленностью от океанов и характеризуется как резко-континентальный. Среднемесячные температуры января отпускаются до -25,6°C - -27,6°C, а в июле достигают +17,6°C. Абсолютные минимум и максимум соответственно равны -57°C и +37°C. Продолжительность безморозного периода в долинах крупных рек 89 - 95 дней.
Годовая сумма атмосферных осадков составляет 391 - 454 мм. Высота снежного покрова 45 - 50 см в долинах рек и 80 - 100 см на водоразделах. Многолетняя мерзлота достигает мощности 30 - 40 см и распространена в виде частых островов на всех элементах рельефа.
Территория Заказника по почвенному районированию Иркутской области относится к провинции подзолистых, дерновых лесных, дерново-карбонатных и серых лесных почв Иркутского амфитеатра. В условиях пересеченного рельефа отмечаются частые переходы подзолистых почв в заболоченные, аллювиально-луговые в долинах и щебнисто-каменистые на вершинах и крутых склонах. Болотные, луговые и аллювиально-луговые почвы приурочены к отрицательным формам рельефа и низким плато.
Состав лесов разнообразен, что связано как с вертикальной дифференциацией по рельефу, так и со значительной нерешенностью коренных сообществ пожарами и вырубками.
Наиболее высокие гипсометрические уровни занимают темнохвойные леса - кедрово-пихтовые кустарничково-мелкотравно-зеленомошные и елово-пихтовые травяно-зеленомошные, местами сильно нарушены и восстановление происходит через стадии лиственнично-соснового, сосново-лиственничного голубично-травяно-зеленомошного леса, также березового и осиново-березового кустарничково-зеленомошного леса.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКАЗНИКА
Социально-экономическими ценностями, сохраняемыми на территории Заказника, являются биоразнообразие, ненарушенные ландшафты, редкие виды растений и животных, генетические ресурсы, гидроресурсы.
Заказник, как достаточно большая по площади территория, выполняет роль экологического стабилизатора в муниципальном образовании "Усть-Илимский район" Иркутской области и является частью экологического каркаса Иркутской области.
Муниципальное образование "Усть-Илимский район" Иркутской области располагается в пределах Средне-Сибирского плоскогорья и находится вне зоны интенсивного освоения и заселения, на удалении от транзитных железнодорожных магистралей. Недостаточная теплообеспеченность, отрицательные среднегодовые температуры, наличие островной многолетней мерзлоты и глубокого сезонного промерзания почв и грунтов явились основными факторами, обеспечившими безраздельное господство на его территории таежных геосистем, которые характеризуются недостаточной устойчивостью к техногенному прессингу и дискомфортными условиями жизнедеятельности населения. По этой причине ландшафты данного района экологически уязвимы.
Природно-ресурсный потенциал муниципального образования "Усть-Илимский район" Иркутской области оценивается как высокий. Относительно небольшой удельный вес в нем занимает такая составляющая, как минерально-сырьевой потенциал, причем степень освоения полезных ископаемых невелика.
Лесосырьевые ресурсы данного района весьма значительны. Однако доля эксплуатационного запаса невелика, что связано с интенсивной эксплуатацией лесов в предшествующие годы.
Муниципальное образование "Усть-Илимский район" Иркутской области традиционно относится к числу охотпромысловых. Однако в связи с ростом лесозаготовок он утратил большую часть лучших охотугодий, и в результате сохранения этой тенденции перспективы промысла еще более сужаются.
Сельское хозяйство развито относительно слабо, рентабельность сельскохозяйственных предприятий низкая, все предприятия находятся в кризисном или в предкризисном финансовом состоянии.
Дополнительной причиной, усугубляющей кризисные явления в сельском хозяйстве района, является суровость его природно-климатических условий.
Заказник предоставляет возможность по объективному проведению органами местного самоуправления муниципального образования "Усть-Илимский район" Иркутской области активной экологической политики в районе, направленной на защиту природных комплексов и объектов Заказника, информированию местного населения о состоянии возобновляемых ресурсов, эколого-просветительской и образовательной природоохранной деятельности.
В настоящее время вырубка лесных массивов является одним из главных факторов антропогенного воздействия на природные комплексы территории муниципального образования "Усть-Илимский район" Иркутской области.
В целом территория Заказника относится к категории экологически благополучных, сравнительно чистых пространств, поскольку хозяйственная деятельность на территории Заказника не осуществляется, что позволяет считать ее территорией особой экологической ответственности, при использовании которой главным приоритетом является сохранение экосистем в ненарушенном состоянии.
Сохранение уникальной экосистемы на территории Заказника благоприятным образом сказывается на состоянии окружающей среды муниципального образования "Усть-Илимский район" Иркутской области, сохраняет генофонд и способствует росту численности объектов животного мира, в том числе ценных в хозяйственном отношении видов охотничьих животных.